КПП 161 КАМАЗ

Коробка передач 161 для КАМАЗ

КПП 161 для КАМАЗ состоит из основного четырехступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач 161 имеет основную четырехступенчатую коробку передач и планетарный ряд с водилом, представляющим собой выходной вал коробки передач.

Шестерни коробки передач, для обеспечения высокой нагрузочной способности и бесшумности работы передачи выполнены косозубыми, постоянного зацепления.

Планетарный ряд - демультипликатор - имеет прямые зубья, пять сателлитов.

Низшая передача планетарного ряда достигается остановом короткой шестерни, а высшая, ускоряющая передача - полной блокировкой планетарного ряда. При этом силовой поток передается через две пары шестерен основной коробки соответствующие включенной передаче: одна из них постоянного зацепления другая выключенной передачи основной и далее силовой поток передается на солнечную шестерню демультипликатора. Демультипликатор смазывается отдельным насосом. Синхронизатор демультипликатора стальной с напылением молибденом.

Техническая характеристика КПП 161 приведена в Таблица 7. В Таблица 8 приведена техническая характеристика демультипликатора коробки передач 162.

Таблица 7.

Тип Механическая, 8-ступенчатая, состоящая из основного 3-вального
4-ступенчатого синхронизированного редукто­ра и приставного 2
-ступенчатого заднего демультипли­катора
Управление:
Основным редуктором
Демультипликатором

Дистанционное
Пневмомеханическое
Способы включения передач:
1-, 2-, 3-, 4-й основного редуктора и
демультипликатора заднего хода

Каретками синхронизаторов
Зубчатой муфтой
Тип синхронизаторов:
Основного редуктора
Демультипликатора

Инерционный, пальцевый
Инерционный, муфтовый
Устройства,  препятствующие  самовы­ключению передач:
1-, 2-, 3-,4-й
заднего хода

Сочетание замков и скосов шлицев
Замки
Передаточные числа 8,39; 5,5; 3,93; 2,87; 2,13; 1,4; 1,0; 0,73;
з.х. 12,04
Максимальный крутящий момент на входном валу, Н*м 1300
Максимальная частота вращения на входном валу, мин"1 2200
Межцентровое расстояние, мм 160
Масса, кг (примерно):
Коробки передач без картера сцепле­ния, смазки,
дистанционного привода, дополнительных опор крепления
Дистанционного привода управления
с кронштейнами их крепления

315

22
Система смазки
Основного редуктора
Демультипликатора
Рекомендуемое масло

Комбинированная, с подпиткой игольчатых подшипни­ков шестерен коробки передач
Комбинированная, под давлением от насоса и разбрыз­гиванием
ТСп-15К (ГОСТ 23652-79)
Максимально допустимая температура смазки, °С 120
Заправочная емкость, л (примерно) 12

Таблица 8.

Тип 2-ступенчатый планетарный. Число сателлитов 5
  Число зубьев Модуль Степень точности
Корона 82 2,93 8-7-6 Ch
Солнце 28    
Сателлит 26    
  Сателлиты подобраны по группам по длине об­щей нормали
Управление Пневмомеханическое
Способы включения передач Муфтовым инерционным синхронизатором с фрикционными поверхностями, покрытыми молибденом.
Синхронизатор покупной - фирмы ZF(Германия)
Передаточные числа
Высший диапазон
Низший диапазон

1
3,93
Принцип действия При  перемещении   муфты  синхронизатора вправо водило жестко соединяется с коро­ной.
Весь планетарный ряд вращается как одно целое - высшая передача демультипликатора.
При  перемещении   муфты  синхронизатора влево корона жестко соединяется с картером.
При вращении солнечного колеса сателлиты начинают обкатываться по короне - низшая передача демультипликатора.
Материал:
Корона

Водило
Сателлиты, солнечная шестерня

Картер

Сталь  38Х2МЮА,   азотирование  675...763
HV
Сталь 40Х
Сталь   15ХГН2ТА,  цементация  с закалкой
59...63HRC
Чугун ВЧ50
Максимальный крутящий момент на сол­нечной шестерне, Н*м 2663
Максимальная частота вращения на сол­нечной шестерне, мин"1 3014
Масса, кг (примерно): 75
Система смазки
Рекомендуемое масло
Комбинированная, под давлением от насоса и разбрызгиванием
ТСп-15К (ГОСТ 23652-79)
Максимально     допустимая    температура смазки, °С 120

Механизм коробки передач 161

Демультипликатор представляет собой двухступенчатой планетарный редуктор. Он состоит из коронного колеса 13 (Рис. 59) с внутренними зубьями, водила 5, с сателлитами ступицы 14 коронной шестерни, синхронизатора; полумуфты 7 включения демультипликатора; полумуфты 6 блокировки синхронизатора и солнечной шестерни 2, расположенной на вторичном валу КПП 161 для КАМАЗ. Полумуфта 7 включения демультипликатора неподвижна относительно корпуса коробки.

На крышку коробки установлена опора (Рис. 59) рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Рис. 59 Коробка передач 161: 1 - коробка передач; 2 - солнечная шестерня демультипликатора; 3 -- насос масляный; 4 - картер задний демультипликатора; 5 - водило с сателлитами; 6 - полумуфта блокировки демультипликатора с кольцом; 7 -полумуфта включения демультипликатора; 8 - крышка задняя демультипликатора; 9 - прокладка регулировочная; 10 - крышка опоры; 11 - вал привода масляного насоса; 12 - картер передний демультипликатора; 13 - колесо коронное с внутренними зубьями; 14 - ступица коронной шестерни; 15 - кольцо упорное; 16 - кольцо упорное; 17 - кольцо стопорное; 18 - прокладка задней крышки; 19 - прокладка регулировочная; 20 - фланец; 21 - болт; 22 - шайба пружинная; 23 - кольцо уплотнительное; 24 - корпус синхронизатора; 25 - блокирующее кольцо; 26 - скользящая муфта; 27 - нажимная пружина; 28, 29 - подшипник шариковый

Переключение передач происходит по схеме, приведенной на Рис. 60. Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.

При переводе рычага через положение нейтрали срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1... 1,5 секунды.

Рис. 60 Схема переключения передач в коробке передач модели 161                       

При включении демультипликатора с низшим диапазоном полумуфта синхронизатора двигается в сторону полумуфты 7 включения низшей передачи. При соприкосновении конических поверхностей блокирующего кольца и полумуфты 7 включения низшей передачи, угловые скорости кольца и полумуфты выравниваются под действием момента трения на конических поверхностях, возникающего в результате приложенного к муфте синхронизатора осевого усилия. При этом механизм блокировки препятствует дальнейшему перемещению полумуфты синхронизатора. После остановки центрального коронного колеса 13 и полумуфты происходит разблокировка полумуфты синхронизатора и безударное введение и зацепление зубчатых венцов полумуфт включения низшей передачи. Таким образом, муфта включения демультиплектора работает как обычный инерционный синхронизатор.
 
Крутящий момент передается от шестерни 17 (Рис. 61) на водило 5 (Рис. 59) через сателлиты при неподвижном коронном колесе 14.

Включение прямой передачи в демультипликаторе происходит аналогично. В результате зубчатый венец муфты синхронизатора входит в зацепление с зубчатым венцом водила. При этом планетарный ряд заблокирован и его передаточное число равно 1.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели загорается лампочка зеленого цвета.

Смазка демультипликатора принудительная, с помощью масляного насоса 3.

Устройство основной коробки модели 161 показано на Рис. 61.

Рис. 61 Основная коробка передач 161: 1 - картер коробки передач; 2 - вал первичный; 3 - крышка подшипника первичного вала; 4 - вал промежуточный; 5 - вал вторичный; 6 - механизм переключения передач; 7 - кольцо установочное; 8 - прокладка регулировочная; 9 - прокладка крышки первичного вала; 10 - полукольца стопорные; 11 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 12 - прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 13 - кольцо обжимное; 14 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 15 - прокладка верхней крышки коробки передач; 16 - втулка распорная; 17 - шестерня солнечная демультипликатора; 18,19 - болт; 20 - гайка специальная М39х2-6Н; 37 - подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце; 21 - подшипник роликовый радиальный сферический с симметричными роликами; 22 - пружина тарельчатая.

Основная четырехступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 1 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 2, ведомый 5 и промежуточный 4 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен заднего хода; верхней крышки 6 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 3 подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а, значит, способствуя повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую за-пресована ось блока шестерен заднего хода.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 60 л.с. (22064, 97 Вт) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Ведущий вал коробки передач 161 для КАМАЗ

Ведущий вал коробки передач 161 для КАМАЗ (Рис. 62) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник 4. Внутренней расточкой ведущий вал опирается на внешнее кольцо роликового подшипника ведомого вала. Детали 3, 4 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Рис. 62 Ведущий вал в сборе: 1 - вал первичный; 2 - кольцо установочное; 3 - кольцо маслонагнетающее крышки подшипника; 4 - подшипник шариковый радиальный однорядный; 5 - шарик; 6 -гайка М52х2 

Промежуточный вал КПП 161

Промежуточный вал (Рис. 63)  заодно с венцом шестерни заднего хода. На вал напрессованы шестерни 2, 3, 5 передач и шестерня привода промежуточного вала 4. Между шестернями 3 четвертой передачи и привода промежуточного вала 4 установлена распорная втулка 6.

Рис. 63 Промежуточный вал в сборе: 1 - вал промежуточный; 2 - шестерня второй передачи; 3 - шестерня четвертой передачи; 4 – шестерня привода промежуточного вала; 5- шестерня первой передачи; 6  - втулка распорная; 7 – подшипник роликовый радиальный

Ведомый вал КПП 161

Ведомый вал 16 (Рис. 64) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. На переднем конце вала посажен подшипник 19. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерня 2 четвертой передачи в осевом направлении закреплена упорной шайбой 11 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала таким образом, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 12. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 4 и 5 инерционного типа.

Рис. 64 Ведомый вал в сборе: 1 - шестерня 1 передачи; 2 - шестерня IV передачи; 3 - шестерня 11 передачи; 4 - синхронизатор 11 и I передач; 5 - синхронизатор III и IV передач; 6 - вал вторичный; 7 - втулка маслоперепускная; 8 - втулка шестерни IV передачи; 9 - шестерня заднего хода; 10 - втулка промежуточная роликов шестерни IV передачи; 11 - шайба упорная; 12 - шпонка замковая упорной шайбы; 13 - пружина шпонки упорной шайбы; 14 - втулка шестерни заднего хо¬да; 15 - муфта включения I передачи и заднего хода; 16 - втулка муфты заднего хода; 17 - ролик; 18 - кольцо Б40; 19, 20 - подшипник роликовый