Тросовый привод КПП

Тросовый привод КПП фирмы «Morse» является одной из наиболее удобных систем дистанционного управления различными агрегатами, которые устанавливаются на грузовых автомобилях, автобусах, сельскохозяйственных, строительных машинах, судах и требуют нажимного действия.

Тросовый привод КПП системы «Morse» имеет следующие преимущества:

  • быстрый и несложный монтаж;
  • универсальный подвод троса;
  • укомплектованность системы;
  • прочная и надёжная конструкция;
  • быстрая реакция привода на передачу усилия;
  • герметичное уплотнение кабины;
  • низкий уровень шума.

Тросовый привод КПП системы «Morse» имеет конструкцию, которая обеспечивает надёжную эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от - 40°С до + 100°С и нагрузке на трос до 90,0 кг при длине до 12 метров. Ход троса составляет 100 мм.

  • Тросовый привод 37.1703008-100
  • Тросовый привод 37.1703008-102
  • Тросовый привод 37.1703008-103

Тросовый привод управления механизмом переключения коробки перемены передач (КПП) (Рис. 153) - дистанционный, состоит из механизма управления (мастер-опоры) 1 с рычагом переключения передач 2, тросов 4, 6, транслятора 7 и реактивной тяги 8. Оболочки тросов закреплены по длине на основании автобуса двойными хомутами 3,5.

  • Техническое обслуживание тросового привода

Рис. 153 Привод механизма переключения передач: 1 - механизм управления (мастер-опора); 2 - рычаг переключения передач (в кабине автобуса); 3, 5 - хомуты; 4, 6 - тросы; 7 - транслятор; 8 - реактивная тяга; 9 - опора рычага переключения передач; 10, 11 - направляющие колодки; 12 - болт крепления рычаг

Мастер-опора

Опора рычага переключения передач (мастер-опора) (Рис. 154) со смонтированным на нем рычагом переключения передач преобразует движения этого рычага в перемещения тросов дистанционного привода.

Корпусом 1 механизм крепится к полу кабины автобуса. В корпусе шипами установлена крестовина 2. На двух других шипах крестовины посажена кулиса 3. Таким образом, кулиса может вращаться в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях. В верхней части кулисы закреплен рычаг переключения передач 4. Кулиса имеет два прилива «А», расположенные симметрично относительно продольной оси автобуса. К отверстиям этих приливов шарнирно крепятся своими шаровыми опорами тросы. Верхняя часть кулисного механизма защищена от грязи гофрированным резиновым чехлом 5.

Рис. 154 Опора рычага переключения передач (мастер-опора): 1 - корпус мастер-опоры; 2 - крестовина; 3 - кулиса; 4 - рычаг переключения передач; 5 - защитный чехол; 6 - болт крепления рычага переключения передач; 7 - кронштейн; А - прилив кулисы.

Трос

Трос (Рис. 155) представляет собой стальной витой многожильный канат 1, заключенный в гибкую металлическую броню 2 из пружинной стали. Металлическая броня покрыта сверху пластмассовой оболочкой 3. На концах троса напрессованы втулки 4. Сочленение «втулка - трубка» называется «маятниковый шарнир» и допускает поворот деталей друг относительно друга по конусу вращения с углом до 16°. Канат заканчивается штоком 5, на который ввернута шаровая опора 6, которой трос шарнирно соединяется с деталями механизма управления и транслятора. Стык маятникового шарнира герметизируется резиновым уплотнителем 7. Подвижный шток 8 герметизируется уплотнителем и втулкой. Все соединение закрыто гофрированным чехлом 9, концы которого затянуты хомутами 10.

Рис. 155 Трос: 1 - канат; 2 - броня; 3 - оболочка; 4 - втулка; 5 - шток; 6 - шаровая опора; 7 - резиновый уплотнитель; 8 - уплотнитель; 9 - гофрированный чехол; 10 - хомут

Транслятор

Транслятор (Рис. 156) установлен на валу опоры рычага переключения передач и предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения каната троса во вращение и перемещение вала переключателя передач.

Шлицевой корпус 1 транслятора шлицевым отверстием установлен на валу опоры рычага переключения передач и закреплен болтом 2 с самоконтрящейся гайкой 3. С шлицевым корпусом 1 шарнирно, посредством оси 4 с подшипниками скольжения 5, соединен алюминиевый корпус 6, к проушинам А которого крепятся шаровые опоры тросов привода механизма переключения передач. К среднему из трех отверстий Б, расположенных на лапке корпуса 6, шарнирно (с помощью шаровых опор) присоединяется реактивная тяга привода.

Рис. 156 Транслятор

Опора рычага переключения передач

Опора рычага переключения передач (Рис. 157) состоит из алюминиевого корпуса 5, удлинителя 4, крышки 7, вала 1 с рычагом 8. Вал может вращаться и перемещаться в осевом направлении в подшипниках скольжения 3 и 6. Со стороны привода вал уплотнен манжетой 2. Рычаг 8 закреплен на вале 1 и при осевом перемещении вала своей концевой частью входит в паз головки одного из трех штоков КПП. При повороте вала 1 шток перемещается и закрепленной на нем вилкой передвигает каретку синхронизатора, включая соответствующую передачу.

Рычаг 8 имеет выступ А, который взаимодействует с датчиком 9 блокировки пуска двигателя таким образом, что пуск двигателя возможен только при нейтральном положении рычага

Рис. 157 Опора рычага переключения передач: 1 - вал; 2 - манжета; 3, 6 - подшипники скольжения; 4 - удлинитель; 5 - корпус; 7 - крышка; 8 - рычаг; 9 - датчик блокировки пуска двигателя; А - выступ рычага

Применение тросового привода на различных КПП

Тросовый привод механизма переключения передач КПП «КамАЗ» (Рис. 158) работает следующим образом: - когда водитель перемещает рукоятку рычага переключения передач 4 (Рис. 154) в сторону, кулиса мастер-опоры 6 (Рис. 154) поворачивается в горизонтальной плоскости. При этом один из приливов «А» (Рис. 154), к которому присоединен трос, движется вперед, а другой - назад, т. е. тросы перемещаются в противоположных направлениях. Действуя в противоположные стороны на проушины «А» (Рис. 159) корпуса транслятора 3, тросы 4 создают момент в горизонтальной плоскости, который благодаря реактивной тяге 5 преобразуется в усилие вдоль оси вала 6. Этим усилием вал, через шлицевой корпус 7 транслятора, перемещается в ту или другую сторону и, закрепленным на нем рычагом, входит в паз головки одного из штоков механизма переключения передач. Дальнейшим движением водитель перемещает ручку рычага переключения передач 4 (Рис. 154) вперед или назад. При этом кулиса 3 (Рис. 154) мастер-опоры поворачивается в вертикальной плоскости, оба троса перемещаются в одном направлении, действуют на проушины «А» (Рис. 159) транслятора в одну сторону и тем самым создают момент относительно оси вала 6. Вал поворачивается и через шток механизма переключения передач и закрепленную на нем вилку передвигает каретку синхронизатора, включая соответствующую передачу.

Рис. 158 Привод механизма переключения передач КПП «КамАЗ»6 1 - опора рычага переключения передач; 2 - рычаг переключения передач (в кабине автобуса); 3 - кронштейн; 4 - колодки крепления троса; 5 - мастер-опора; 6 - реактивная тяга; 7 - шарнир; 8 - тросы; 9 - транслятор.

Рис. 159 Исполнительный механизм привода управления КПП «КамАЗ»: 1 - опора рычага переключения передач; 2 - направляющая колодка; 3 - корпус транслятора; 4- тросы; 5 - реактивная тяга; 6 - вал опоры рычага переключения передач; 7 - шлицевой корпус; А - проушины корпуса транслятора; Б - отверстия корпуса транслятора для присоединения реактивной тяги.