Демонтаж деталей КПП ZF 16S

4.1. Демонтаж деталей картера сцепления

  1. При необходимости снимите все резьбовые пробки вместе с уплотнительными кольцами.
  2. Снимите и прочистите магнитную резьбовую пробку 1.
  3. При необходимости резьбовую пробку замените.
  4. При необходимости выбейте из картера сцепления наружную обойму конических роликоподшипников первичного и промежуточного вала.

4.2. Шток вилки переключения передач / Делитель / Картер средней части коробки

  1. Снимите установочные винты 1 с вилки переключения передач 2.
  2. Выбейте из вилки переключения передач 2 шток 3 в направлении выходного вала.
  3. Снимите вилку 2 вместе с сухарями 4.
  4. Снимите шток 3.

4.3. Демонтаж валов

ОПАСНОСТЬ. Добросовестно закрепляйте рабочее приспособление и трос.

УКАЗАНИЕ. Приспособление и трос закрепляемой к промежуточному валу 21 болтом (поз.1) М12х1,75х100мм.

Выполните пункты 1 - 6 (см. ниже пункт 4.4).

  1. Отвинтите крышку 9 вместе с уплотнительной прокладкой.
  2. С помощью оправки выбейте из картера средней части КПП ZF 16S​ ось 3 шестерни передачи заднего хода в направлении выходного вала.
    В более старых конструкциях: снимите установочный винт (3а) вместе с защитной шайбой.
    ОПАСНОСТЬ. Шестерня передачи заднего хода может выпасть.
  3. Снимите шестерню 4 передачи заднего хода вместе с сепараторами 5 игольчатых подшипников.
  4. Снимите резьбовую пробку 6 вместе с уплотнительной прокладкой.
  5. Ввинтите приспособление 1X56 137 287. При этом блокирующий палец 7 внутреннего замка прижимается по направлению к пружине.
  6. Соедините подъемное приспособление 1X56 137 122 17 с центрирующей втулкой 1X56 137 921. Через первичный вал 18 и штоки 19 вилок переключения передач наденьте подъемное приспособление на промежуточный вал 21. Между подъемным приспособлением и промежуточным валом положите шайбу 1X56 137 933. Вставьте в подъемное приспособление и поводки штоков вилок переключения передач держатель 1X56 137 918.
  7. Затяните промежуточный вал 21 на подъемном приспособлении 17. Момент затяжки: 85 Нм.
  8. Не переворачивая, выньте из картера средней части КПП ZF 16S пакет валов и штоки вилок переключения передач. Вставьте их в приспособление 1X56137675.
  9. Снимите подъемное приспособление 17 вместе с центрирующей втулкой. Снимите штоки вилок переключения передач и сами вилки вместе с сухарями.
  10. Выньте из вилок переключения передач сухари.

УКАЗАНИЕ. Не разбирайте дальше штоки вилок переключения передач. В этом состоянии штоки представляют собой неразъемную деталь.

4.4. Демонтаж мелких деталей картера средней части коробки

  1. Вывинтите приспособление 1X56 137 287 и снимите блокирующий палец 7 вместе с нажимной пружиной 8.
  2. Снимите все резьбовые пробки с уплотнительными кольцами, пневмовыключатели со штифтами. Снимите также наливной патрубок с уплотнительной прокладкой.
  3. При необходимости снимите трубопровод 10, модельную табличку 22 и цилиндрические штифты 11.
  4. Снимите колпачковую манжету 12, упорное кольцо 13 и втулку 14 подшипника.
  5. При необходимости выбейте из картера средней части коробки передач по направлению внутрь внешнюю обойму роликоподшипников вторичного и промежуточного вала.
  6. Замените фильтр 15.
  7. Снимите сапун 16.

4.5. Демонтаж первичного вала

4.5.1. Разборка первичного вала

  1. Снимите целиком первичный вал со вторичного вала.
  2. Снимите с синхронизатора первичного вала зубчатую муфту 1 вместе с блокирующим кольцом 2 синхронизатора.
  3. Выньте из канавки зубчатой муфты кольцо 6.
    ОПАСНОСТЬ. Упоры прижаты пружинами. Застопорите упоры во избежание их выпадения.
  4. Снимите с первичного вала скользящую муфту 3. Не дайте при этом упасть на пол ставшим свободными фиксаторам 4 и пружинам 5.
  5. Расстопорите и снимите упорное кольцо 7.
    УКАЗАНИЕ. Расстопорите и снимите упорное кольцо 8, снимите также разъемное кольцо 9 (эти кольца имеются только в старых конструкциях).
    Зубчатая муфта I отличается от муфты 13 только наличием проточки под кольцо 6 на торцевой стороне. Не перепутать местами при обратной сборке.
    В новых конструкциях после стопорного кольца если идти по направлению к шлицам установлены два плоских кольца с пружинным осевым расширителем для подвода смазки.
  6. С помощью захвата 1X56 136 722, удлинителя 1X56 122 310, резьбовой детали 1X56 122 303 и главного приспособления 1X56 122 304 снимите с первичного вала внутреннюю обойму роликоподшипника 10. Для этого заведите захват 1X56 136 722 во внутреннюю обойму роликоподшипника. Когда захват прочно сядет на ролики, замкните его вместе с рифленым кольцом.
  7. Снимите с первичного вала косозубую шестерню 11.
    УКАЗАНИЕ. Снимите с первичного вала косозубую шестерню 11 вместе с игольчатыми роликами 12 (только в более старых конструкциях). В новых конструкциях эта шестерня свободно устанавливается на первичном валу. Посадочный диаметр такой же, как и у шестерни первой передачи, установленной на основном (выходном) валу коробки. Отличаются на один зуб, поэтому внешне практически одинаковы. Не перепутать местами при обратной сборке.
  8. Снимите с первичного вала зубчатую муфту 13 и блокирующее кольцо 14 синхронизатора.
  9. Снимите маслоподпорную шайбу 17 и подпружиненное упорное кольцо 15. Снимите с первичного вала трубку 16.

4.5.2. Сборка первичного вала

  1. Проверить детали синхронизатора на допустимый износ (см. главу 6, «Допустимый износ синхронизатора»).
  2. Вставить трубку 1 в первичный вал и подпружинить упорное кольцо 2 в пазу. Запрессовать новое маслонагнетающее кольцо 16 на первичном валу при помощи инструмента 1X56 138 109.
  3. Насадить на первичный вал кольцо синхронизатора 4 и зубчатую муфту 3.
    УКАЗАНИЕ. Выступы кольца синхронизатора должны входить в зацепление с выточками муфты на первичном валу.
    УКАЗАНИЕ. В прежнем исполнении рабочие поверхности обоих игольчатых роликов 11 слегка смазать маслом и надеть на первичный вал.
  4. Косозубую шестерню 12 надеть на ведущий вал.
    УКАЗАНИЕ: Шлицы косозубой шестерни должны быть ориентированы в направлении выходного вала и должны входить в зацепление с внутренней шлицевой поверхностью муфты синхронизатора.
    ОПАСНО. К нагретому внутреннему кольцу роликоподшипника прикасаться только в защитных перчатках.
  5. Внутреннее кольцо роликоподшипника 13 нагреть примерно до 100 С˚ и надеть на первичный вал. После остывания роликоподшипника он должен прилегать к буртику первичного вала.
    УКАЗАНИЕ: в прежнем исполнении вставить разборное кольцо 14 с осевым зазором примерно -0,05 мм до +0,05 мм натяга в кольцевой паз при помощи специального инструмента 1X56 136 573. Новое упорное кольцо 15 надеть на разборное кольцо. Оно должно плотно прилегать по оси. Упорное кольцо зафиксировать в трех точках (со смещением в 120 С˚).
  6. Подпружинить упорное кольцо 17.
  7. Скользящую муфту 7 надеть на ступицу синхронизатора 8. Вставить новые прижимные пружины 9 с фиксаторами 10 в ступицу синхронизатора 8 и подходящим инструментом вправить в скользящую муфту 7.
  8. Надеть на первичный вал кольцо синхронизатора 5 и зубчатую муфту 6.
  9. Скользящую муфту переместить в центральное положение. Для этого надо нажать на зубчатую муфту 6. Отчетливо прозвучит щелчок вставших на место фиксаторов.

4.6. Вторичный вал

4.6.1. Разборка вторичного вала

ОСТОРОЖНО. Следует беречь вторичный вал от повреждений. На тисках или иных зажимных приспособлениях необходимо предусмотреть алюминиевые «щёчки».

  1. Зажмите вторичный вал в тисках со стороны выходного вала. Используйте алюминиевые «щёчки».
    Рекомендация при сборке и разборке.
    Позиционирование и вращение вала производите только при помощи специального инструмента 1X56 137 200. Предварительно вытолкните трубку для масла.
  2. Снимите упорное кольцо 1 и разборное кольцо 2.
  3. Инструмент захват 1X56 136 743 заведите во внутреннее кольцо подшипника 3 и укрепите до плотной посадки на роликах подшипника при помощи рифленого кольца. Теперь привинтите основной инструмент 1X56 122 304 и снимите внутреннее кольцо подшипника.
  4. Снимите осевую шайбу 4.
  5. Зажмите вторичный вал в тисках в цапфах подшипника со стороны первичного вала. Применяйте алюминиевые «щечки».
  6. Снимите прижимную шайбу 5.
    УКАЗАНИЕ. При прямозубом исполнении прижимной шайбы 5 нет.
  7. Выньте из кольцевого паза упорное кольцо 6.
  8. Косозубую шестерню для заднего хода 7 подхватить двух- или трехзахватным съемником и снять вместе с внутренним кольцом роликоподшипника 8 (используйте проставку).
  9. Снимите комплект игольчатых роликов 9.
  10. Косозубую шестерню 1-ой передачи 10 подхватите двух- или трехзахватным съемником и снимите вместе с втулкой 11 и зубчатой муфтой 12 (используйте проставку).
  11. Снимите игольчатый роликоподшипник 13.
  12. Снимите дисковую зубчатую муфту 14 спаренного конического синхронизатора 1-ой или 5-ой передачи.
  13. Снимите внутреннее кольцо 15.
  14. Снимите промежуточное кольцо 16.
  15. Снимите наружное кольцо 17.
  16. Снимите скользящую муфту 18, будьте внимательны - выпадут фиксаторы и прижимные пружины, держите внизу наготове салфетку.
  17. Снимите соединительные детали 19.
  18. Двух- или трехзахватным съемник надеть на косозубую шестерню 2-ой передачи 21. Снять косозубую шестерню с втулкой 22, дисковой зубчатой муфтой 23, внутренним кольцом 24, промежуточным кольцом 25, наружным кольцом 26 и ступицей синхронизатора 20, (используйте проставку).
  19. Снимите игольчатые роликоподшипники 27.
  20. Зажмите вторичный вал со стороны выходного вала.
  21. Подхватите скользящую муфту 28 двух- или трехзахватным съемником и снимите кольцо синхронизатора 29, зубчатую муфту 30, роликоподшипник 31 и косозубую шестерню 32 (используйте проставку).
    УКАЗАНИЕ. Снимая скользящую муфту, будьте внимательны, фиксаторы 33 и прижимные пружины 34 могут выпасть (используйте салфетку).
  22. Удалите фиксаторы и пружины. Подхватите косозубую шестерню 3-ей передачи 35 двух-или трехзахватным съемником и снимите вместе с роликоподшипником 36, ступицей синхронизатора 37, кольцом синхро-низатора 38 и зубчатой муфтой 39. (используйте проставку).
    ОСТОРОЖНО. Не приставляйте съемник к буртику вторичного вала (см. направление стрелки!). 
  23. Снимите игольчатые роликоподшипники 40.

4.6.2. Сборка вторичного вала

ОСТОРОЖНО. Берегите вторичный вал от повреждений. Следует пользоваться алюминиевыми защитными щёчками на тисках или на другом зажимном приспособлении.

  1. Зажмите вторичный вал 1 со стороны первичного вала.
  2. Слегка смажьте игольчатый роликоподшипник 2 и насадите на вторичный вал.
  3. Косозубую шестерню 3, 2-я передача, насадите на вторичный вал, чтобы шлицы доя зубчатой муфты синхронизатора смотрели в сторону выходного вала.
  4. Проверьте предел износа деталей синхронизатора (см. главу 6).
  5. Дисковую зубчатую муфту 4 насадите на шлицы косозубой шестерни 3. Слегка выпуклое внутреннее зацепление дисковой зубчатой муфты показывает в сторону выходного вала.
  6. Внутреннее кольцо 5 насадить на дисковую зубчатую муфту. Язычки должны смотреть в сторону выходного вала.
  7. Промежуточное кольцо б насадить таким образом, чтобы язычки попали в выточки дисковой зубчатой муфты.
  8. Пленить наружное кольцо 7. Язычки должны смотреть в сторону выходного вала.
  9. При помощи трех соединительных вставок 8 выровняйте язычки наружного кольца и язычки внутреннего кольца. Спозиционируйте язычки внутреннего и наружного колец внахлест, чтобы потом соединительные вставки попали в выточки ступицы синхронизатора 9 и были над язычками. После того, как все будет согласовано, удалите вставки.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретому синхронизатору прикасаться только в защитных перчатках.
  10. Ступицу синхронизатора 9 нагреть примерно до 120 С˚ и насадить на шлицы вторичного вала. Спозиционированные язычки должны быть при этом в выточках ступицы синхронизатора. Выступы наружного кольца должны входить в выточки ступицы синхронизатора. Проворачивать синхронизатор можно при помощи пластмассовой оправки.
  11. Осевой зазор косозубой шестерни 3 должен составлять 0,20 мм.
  12. Вставить соединительные вставки 8 в ступицу синхронизатора 9.
  13. Скользящую муфту 10 провести над ступицой синхронизатора и наружным кольцом и подвести к дисковой зубчатой муфте.
  14. Вставить новые соединительные пружины 11 и имеющиеся фиксаторы 12, правильно расположить их в ступице синхронизатора.
    УКАЗАНИЕ. «Синхронизация с двойным корпусом». Правильно вставьте фиксаторы в корпус синхронизатора.
  15. При помощи подходящего инструмента подправьте положение фиксаторов в ступице синхронизатора и в скользящей муфте.
  16. Насадите наружное кольцо 13. Язычки должны зацепляться в соединительное кольцо, а выступы в выточки ступицы синхронизатора.
  17. Вставьте промежуточное кольцо 14. Язычки должны смотреть в сторону выходного вала. Вставьте внутреннее кольцо 15 и произведите зацепление язычков с соединительным диском.
  18. Дисковую зубчатую муфту 16 с выпуклым внутренним зацеплением насадить с таким расчетом, чтобы оно смотрело в сторону первичного вала и входило бы в зацепление с промежуточным кольцом 14. Включить скользящую муфту в нейтральном положении и прижать к дисковой зубчатой муфте. Вы отчетливо услышите щелчок фиксаторов, вставших на место.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретой втулке прикасаться только в защитных перчатках.
  19. Нагреть втулку 17 до 120 С˚ и насадить на вторичный вал, добиться хорошего осевого положения. Если есть необходимость, подправьте пластмассовой оправкой.
  20. Слегка смажьте игольчатый роликоподшипник 18 и наденьте на втулку 17.
  21. Косозубую шестерню 19 для 1-й или 5-й передачи насадите на игольчатый роликоподшипник 18 таким образом, чтобы шлицы вошли в зацепление с дисковой зубчатой муфтой.
    ОПАСНО. Нагретую зубчатую муфту брать только в защитных перчатках
  22. Зубчатую муфту 20 нагреть до температуры 120 С˚ и насадить на вторичный вал. Добиться хорошего осевого положения.
    УКАЗАНИЕ. Буртик зубчатой муфты должен «смотреть» в сторону выходного вала.
  23. Осевой зазор косозубой шестерни первой или пятой передачи должен составлять как минимум 0,20 мм.
    ОПАСНО. Нагретую втулку брать только в защитных перчатках.
  24. Нагреть втулку 21 до температуры 120 С˚, насадить на вторичный вал, обеспечить хорошее осевое положение.
  25. Слегка смазать маслом игольчатый роликоподшипник 22 и надеть на втулку 21.
  26. Косозубую шестерню 23 для заднего хода надеть на вторичный вал поверх игольчатого роликоподшипника. Шлицы должны «смотреть» в сторону первичного вала.
    ОПАСНО. Нагретый роликоподшипник брать только в защитных перчатках.
  27. Нагреть роликоподшипник 24 до температуры примерно 100 С˚, насадить на вторичный вал, добиться хорошего осевого положения. В случае необходимости воспользуйтесь пластмассовой оправкой.
  28. Заправьте упорное кольцо 25 в кольцевой паз вторичного вала.
    УКАЗАНИЕ. Осевой зазор упорного кольца должен составлять от 0 до 0,05 мм. Соответствующее упорное кольцо выберите но каталогу запасных частей.
  29. Насадите на вторичный вал прижимное кольцо 26.
    УКАЗАНИЕ. Прижимного кольца 26 как в прежнем исполнении больше нет.
  30. Зажмите вторичный вал со стороны выходного вала.
    ОСТОРОЖНО. Надо предохранять вторичный вал от повреждений. Необходимо пользоваться алюминиевыми предохранительными «щёчками» на тисках или в другом зажимном устройстве.
  31. Слегка смазать маслом игольчатый подшипник 27 и насадить на вторичный вал.
  32. Косозубую шестерню 28, 3-я или 7-я передача надеть на игольчатый роликоподшипник; шлицы косозубой шестерни должны «смотреть» в сторону первичного вала.
  33. Зубчатую муфту 29 насадить на шлицы косозубой шестерни .
  34. Кольцо синхронизатора 30 насадить на зубчатую муфту.
    ОПАСНО Нагретую ступицу синхронизатора брать только в защитных перчатках.
  35. Нагреть ступицу синхронизатора 31 до температуры 120 С˚, насадить на шлицы вторичного вала, проследить за правильным осевым положением. В случае необходимости подправьте при помощи пластмассовой оправки.
    УКАЗАНИЕ: Выступы кольца синхронизатора должны попадать в выточки ступицы синхронизатора.
  36. Насадить скользящую муфту 32.
    УКАЗАНИЕ: Отфрезерованные выточки с внутренней стороны скользящей муфты должны идти внахлёст с теми местами ступицы синхронизатора, где будут расположены прижимные пружины 33 и фиксаторы 34.
  37. Вдавите в отверстия корпуса синхронизатора новые пружины и имеющиеся фиксаторы и вставьте в скользящую муфту.
  38. Расположите кольцо синхронизатора таким образом, чтобы выступы попадали в выточки ступицы синхронизатора. Проверьте предел износа.
  39. Наденьте зубчатую муфту 36 на кольцо синхронизатора.
  40. Подтяните скользящую муфту к нейтральному положению, прижимая при пом друг к другу кольцо синхронизатора 35 и зубчатую муфту. 36 будет слышно как войдут на место и щелкнут фиксаторы.
  41. Вставить оба роликоподшипника 37 в косозубую шестерню 38, 4-я передача.
    УКАЗАНИЕ: отверстия роликоподшипников для смазки должны «смотреть» наружу (см. направление стрелки).
    ОПАСНО. Нагретые роликоподшипник и косозубую шестерню брать только в защитных перчатках.
  42. Роликоподшипник вместе с косозубой шестерней нагреть до температуры 100 С, насадить на вторичный вал, проследить, чтобы весь пакет подшипников лежал соосно.
    УКАЗАНИЕ: шлицы косозубой шестерни должны «смотреть» в сторону выходного вала.
  43. Осевой зазор косозубой шестерни должен составлять по меньшей мере 0,05 мм.
    УКАЗАНИЕ. Предложение по сборке: осевое кольцо 39, роликоподшипник 40, разборное кольцо 41, упорное кольцо 42 и кольцо 43 монтировать только по прочтении главы 11 «Настройка валов».

4.7. Сборка синхронизатора

4.7.1. Исполнение ZF-BK

  1. Проведите определение предела износа согласно разделу 6.
  2. Замените прижимные пружины 5 новыми. Они будут гарантировать предписанное усилие скольжения скользящей муфты 6.
  3. Синхронизаторы можно собирать полностью, либо собирать на вторичном валу.
  4. Скользящую муфту 6 насадить на ступицу синхронизатора 3. В ступицу синхронизатора 3 вставить новые прижимные пружины 5 с фиксаторами 4. Приставить оправку к середине упора и вставить фиксаторы в скользящую муфту 6.
  5. Соединить зубчатую муфту 1 с кольцом синхронизатора 2 и отжать скользящую муфту 6 в среднее положение.
    УКАЗАНИЕ. Обратите внимание на правильное положение фиксаторов.

4.7.1.1 Синхронизатор в разрезе ZF/BK

  1. Зубчатая муфта
  2. Блокирующее кольцо синхронизатора
  3. Ступица синхронизатора
  4. Фиксатор
  5. Прижимная пружина
  6. Скользящая муфта

4.7.2. Исполнение ZF-D (2-х конусный синхронизатор)

  1. Проведите сборку как было описано для исполнения ZF-BK.
  2. В зацеплении у скользящей муфты 6 есть три выемки, каждая для трех зубьев. Средний зуб паруем с узкой выемкой в ступице синхронизатора 3, паз для фиксатора. Прижимные пружины заменить новыми.
  3. Новые прижимные пружины 5 вставить с фиксаторами 4 в ступицу синхронизатора. Фиксаторы смонтировать таким образом, чтобы закругление головки фиксатора входило в выемку для зуба скользящей муфты.
  4. Вложить соединительные детали 9.
  5. Вставить наружное кольцо 2, промежуточное кольцо 7 и внутреннее кольцо 8.
  6. Вставить зубчатую муфту 1.
    УКАЗАНИЕ: Следите за правильным положением фиксаторов.

4.7.2.1. Синхронизатор в сечении / ZF-D

  1. Дисковая зубчатая муфта
  2. Наружное кольцо
  3. Ступица синхронизатора
  4. Фиксаторы
  5. Прижимная пружина
  6. Скользящая муфта
  7. Промежуточное кольцо
  8. Внутреннее кольцо

4.8. Промежуточный вал

4.8.1. Разборка промежуточного вала

ОСТОРОЖНО Предохраняйте промежуточный вал от повреждений в зажимном устройстве используйте алюминиевые «щёчки»

  1. Зажмите промежуточный вал со стороны выходного вала таким образом, чтобы не повредить роликоподшипники 6.
  2. Выньте из кольцевого паза упорное кольцо 1.
  3. Введите вспомогательный инструмент 1X56 136 731 со стороны первичного вала над подшипником - внутренним кольцом 2 до плотной посадки на подшипнике и закрепите кольцом с насечкой. Теперь привинтите основной инструмент 1X56 122 304 и снимите роликоподшипник 2.
  4. Зажмите промежуточный вал со стороны первичного вала.
  5. Со стороны отбора мощности введите инструмент 1X56 136 710 через внутреннее кольцо подшипника 6 и закрепите на роликоподшипнике до плотной посадки. Со стороны выходного вала на промежуточном валу вставьте подходящие упоры. Привинтите основной инструмент 1X56 122 304 и снимите роликоподшипник 6.
  6. Косозубые шестерни 3,4 и 5 нужно снимать по отдельности в названной последовательности.
    УКАЗАНИЕ. У коробки 8 S 151 косозубая шестерня 3 отсутствует. На се месте имеется кольцо 7.

4.8.2. Сборка промежуточного вала

ОПАСНО К горячим деталям прикасаться только в защитных перчатках.

  1. Отверстия косозубых шестерен 3, 4 и 5, 8 также места посадки на промежуточный вал должны быть чистыми от смазки и от пыли.
  2. Косозубые шестерни нагреть до температуры 160-180° и надеть на промежуточный вал в последовательности 3,4 и 5. Незамедлительно запрессовать. Не должно быть никакого зазора.
    УКАЗАНИЕ. У коробки 8 S 151 вместо косозубой шестерни 5 стоит кольцо 7.
  3. Внутреннее кольцо роликоподшипника 6 нагреть до температуры 100° (надеть прессовой посадкой на промежуточный вал со стороны выходного вала); должно сидеть по оси без зазора.
  4. Внутреннее кольцо роликоподшипника 2 нагреть до температуры 100° (надеть прессовой посадкой на промежуточный вал со стороны выходного вала); должно сидеть по оси без зазора.
  5. Упорное кольцо 1 вставить в кольцевой паз промежуточного вала со стороны первичного вала. Осевой зазор упорного кольца должен составлять максимум 0,1 мм. Упорное кольцо подходящее по осевому зазору нужно выбирать по каталогу запчастей.

УКАЗАНИЕ. а - прямая передача, b - ускоряющая (повышающая) передача