Раздаточная коробка ZF VG-1600 без межосевого дифференциала
Раздаточная коробка ZF VG-1600 без межосевого дифференциала показана на Рис. 383. Конструкции коробок VG-1600/300 и VG-1600/396 отличаются только межцентровым расстоянием валов и одинаковы по устройству.
Рис. 383 Общий вид раздаточной коробки: 1 - основной картер; 2 - передняя крышка; 3 - вал привода заднего моста;4 - вал привода переднего моста; 5 - промежуточный вал; 6 -входной вал; 7 - резьбовое отверстие М16х1.5; 8 - комплектация раздаточной коробки с масляным насосом.
Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей: основного картера 1 и передней крышки 2, соединенных друг с другом болтами.
В корпусные детали установлены четыре вала: входной 6, промежуточный 5 и выходные валы привода заднего 3 и переднего 4 мостов автомобиля. Последние два вала установлены на одной оси.
Входной вал установлен на два роликовых конических подшипника. Промежуточный вал опирается на цилиндрические роликовые подшипники, а выходной вал привода переднего моста установлен на шарикоподшипнике с одной стороны, а с другой - опирается в расточку вала привода заднего моста и имеет резьбовую канавку.
Вал привода заднего моста так же как и входной вал монтируется на двух конических роликовых подшипниках.
На Рис. 383 показана раздаточная коробка с двухпозиционным переключением передач. Муфта переключения выполнена так, что располагается на входном валу между двумя свободно посаженными на вал косозубыми шестернями высшей и низшей передачами (расположенной со стороны крышки раздаточной коробки).
Эти шестерни посажены свободно на закаленные поверхности входного вала, имеющие продольные, по образующей вала, масляные канавки на всю ширину шестерен. Для их смазки в валу имеется осевое и радиальные отверстия, куда масло подается, либо под давлением, при наличии маслонасоса, либо самотеком из карманов, выполненных в стенках картера коробки.
Схема передачи силового потока, когда шестерни высшей и низшей передачи расположены свободно на входном валу и блокируются с валом одним и тем же включающим элементом полностью исключает одновременное включение двух передач, что несвойственно практически другим схемам.
Включение передач - пневматическое, при давлении в приводе порядка 6,5-8 атмосфер.
Закрепление заднего (расположенного в картере) конического подшипника осуществляется круглой гайкой с последующим ее стопорением в двух противоположных точках точечным смятием цилиндрического пояска гайки. Входной вал со стороны двигателя имеет трапециевидные шлицы для установки фланца карданной передачи и резьбовое окончание с резьбой М38x1,5 мм. Момент затяжки гайки, с размером под ключ 65 мм, составляет 1080 Н*м.
Входной вал коробки VG-2700 имеет резьбу М48х1,5 и размер гайки под ключ 75 мм. При затяжке гаек включают передачу в раздаточной коробке, а на фланец привода заднего моста крепят двумя гайками специальное приспособление рычажного типа, фиксирующее валы от проворачивания при упоре рычага в корпус раздаточной коробки, показанное на Рис. 384.
Рис. 384 Приспособление, фиксирующее валы от проворачивания
В крышке переднего подшипника входного вала в специальном стакане устанавливают с помощью оправки два резинометаллических сальника. При перекосах или неправильной установке стакана возможно его трение по фланцу и обильное искрообразование.
Сальники имеют рабочие кромки и отличаются по цвету. Внутренний - одно-кромочный - коричневого цвета, наружный - двухкромочный - черного цвета. Заполняют пространство между сальниками термостойкой смазкой STABUTHERM-GH 461 (производитель фирма «Клюге», Австрия)
Со стороны заднего подшипника первичного вала, вместо крышки, может устанавливаться масляный насос, с крышкой насоса.
Насос шестеренчатый, внутреннего зацепления шестерен. Ведущая шестерня насоса приводится во вращение от входного вала через цилиндрический шарик, углубление в валу и фрезерованный паз в шестерни.
Осевой зазор подшипников первичного вала составляет а=0,06-0,12 мм. Обеспечивают подбором необходимой толщины регулировочных колец, устанавливаемых в крышку переднего подшипника. При этом замеряют два размера: углубление в крышке раздаточной коробки A2 и выступание центрирующего пояска в корпусе переднего подшипника B2. Зазор - а задают, толщиной регулировочных колец и находят, как разницу размеров (Рис. 385)
Х2 = А2 - B2 - а (мм)
Регулировочные кольца по толщине поставляют с шагом 0,05мм от 1,25мм до 1,85мм.
Рис. 385. Величина и способ замера осевого зазора в подшипнике первичного вала
В маслонасос масло засасывается через трубку с нижней масленой ванны раздаточной коробки. При малой частоте порядка 50 об/мин масла не хватает ввиду малой производительности насоса и смазка входного вала идет через карманы и каналы.
При больших оборотах, специальный шариковый клапан перекрывает выход масла в карманы и смазка входного вала идет принудительно под давлением.
Промежуточный и входные валы смазываются окунанием и разбрызгиванием масла. При эксплуатации (например, при мойке автомобиля) необходимо исключить возможность попадания через сапун в масло воды и влаги. Кроме того, необходимо предусматривать особые условия хранения раздаточных коробок на складах (вентиляцию, отсутствие сырости и т.д.)
При снятии входного вала вместо гайки наворачивают приспособление с хомутом для установки строп. При этом передняя крышка снимается, привальная плоскость картера раздаточной коробки горизонтальна.
Уплотнение привалочных плоскостей всех крышек осуществляется силиконовыми жидкими прокладками DIRCO.
Шестерни входного вала косозубые имеют ступицы с нарезанными наружными зубьями. Со стороны муфты включения зубья имеют двусторонние фланки (срезы), облегчающие переключение передач на месте.
Направление спирали зубьев шестерен входного вала - правое.
Со стороны заднего подшипника вместе с маслонасосом может устанавливаться коробка отбора мощности (КОМ) (Рис. 386).
Управление КОМ пневматическое, вилкой 4 с поршнем, отжимаемыми в выключенное положение пружиной 5 (Рис. 386). В этом случае приводной вал устанавливают соосно с входным валом раздаточной коробки на двух подшипниках: роликовом игольчатом - в расточку входного вала и шариковом - в крышку КОМа. Включение осуществляется зубчатой муфтой, устанавливаемой на шлицы вала КОМ и входящей в зацепление с такими же зубьями, выполненными на входном валу при отборе мощности.
Рис. 386 Коробка отбора мощности: 1 - вал КОМ, 2 - зубчатая муфта, 3 - корпус КОМ, 4 - вилка, 5 - пружина, 6 -датчик
Промежуточный вал 5 изготовлен заодно целое с косозубыми шестернями высшей и низшей передач. Устанавливается вал на двух цилиндрических роликовых подшипниках (Рис. 383).
Наружные кольца подшипников удерживаются в расточках картера и крышки раздаточной коробки специальными крышками. Крышка со стороны корпуса состоит из корпуса и плоской пластины. Поэтому ее уплотнение осуществляется жидкой прокладкой в двух местах. Внутренние кольца подшипников имеют по одному буртику, напрессованы на вал буртом кольца к соответствующим шестерням. В расточке передней крышки устанавливают регулировочные кольца. Осевой зазор в подшипниках составляет 0,4-0,6 мм. Пакет регулировочных колец - Х4 определяют согласно замерам Рис. 387, при установленной задней крышке и положении картера коробки соответствующему горизонтальному положению привалочной плоскости (вертикальном положении валов).
Внутреннее кольцо заднего подшипника зафиксировано круглой гайкой, так же как и на входном валу, в двух точках обжато в углубление вала круглым керном. На выступающую в крышку часть промежуточного вала установлен зубчатый венец тахометра. Имеется комплектация, как с механическим, так и электрическим датчиком.
Рис. 387 Величина и способ замера осевого зазора в подшипниках промежуточного вала
От проворачивания зубчатый венец зафиксирован шариком, а от осевого смещения - разрезным стопорным кольцом. В заднюю крышку ввернут индукционный датчик тахометра. Смазка подшипников вала и зубчатых зацеплений осуществляются окунанием и разбрызгиванием масла.
Снятие круглой гайки заднего подшипника проводят при помощи приспособления изображенного на Рис. 388.
При разборочно-сборочных работах, вертикально установленный промежуточный вал при снятой передней крышке раздаточной коробки, демонтируется с помощью приспособления, показанного на Рис. 389
Рис. 388 Приспособление для снятия круглой гайки заднего подшипника
Спрессовывание внутренних колец также осуществляют при помощи приспособления (Рис. 389) с двумя полукольцами.
Приспособление имеет два захвата, соединяющиеся с полукольцами и планкой-струбциной с упорным винтом. При установке внутренние кольца нагревают до 80°. На наш взгляд, снятие внутренних колец можно осуществить с помощью приспособления, изображенного на Рис. 389, снабдив его более массивным фиксирующим кольцом с двумя радиальными противоположно расположенными резьбовыми отверстиями диаметром М8, с двумя стопорными болтами М8х15 мм и планкой с центральным резьбовым отверстием M14x1,5 мм с ходовым винтом, длиной 140 мм, с резьбой на всю длину.
Рис. 389 Приспособление для демонтажа промежуточного вала: 1 - скоба, 2 - два болта М8х80 мм, 3 - планка, 4 - фиксирующее кольцо,5 - полукольцо