Электропневматический привод КПП двумя постами управления
Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП двумя постами управления
Электропневматический привод КПП двумя постами управления обеспечивает дистанционное переключение передач в КПП для КАМАЗ-142; ЯМЗ-236, 239; СААЗ-695 (ЗИЛ) с основного поста управления (кабины водителя автотранспортного средства (АТС)) и дополнительного (например, рабочего места оператора в кузове АТС).
Электропневматический привод КПП двумя постами управления пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.
Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети АТС:
- номинальное напряжение - 24 В;
- рабочее напряжение - 20...28 В.
Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:
- номинальное давление воздуха - 0,7 Мпа (7 атм);
- рабочее давление воздуха - 0,6...0,8 Мпа (6...8 атм).
Структурная схема ЭПП с двумя постами управления приведена на Рис. 134.
Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 135.
В состав ЭПП с двумя постами управления входят следующие основные узлы:
- исполнительный механизм КП (ИМКП);
- рычаг управления КП (РУКП) водителя;
- рычаг управления КП (РУКП) оператора;
- блок управления (БУ);
- блок индикации (БИ) водителя;
- блок индикации (БИ) оператора;
- датчик состояния сцепления (Всц);
- механизм блокировки (МБ);
- блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха (БКС);
- жгут соединительный ИМКП;
- жгут соединительный водителя;
- жгут соединительный оператора.
Принцип работы ЭПП следующий (см. Рис. 134): при нажатии водителем/оператором на педаль сцепления происходит размыкание сцепления и срабатывание датчика состояния сцепления Всц, контакты которого при этом размыкаются (при наличии пневмогидроусилителя (ПГУ) привода управления сцеплением датчик состояния сцепления Всц срабатывает от воздуха, поступающего из силового пневмоцилиндра ПГУ). Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступает на блок управления, о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления на блоке индикации. БУ в соответствии с состояниями концевых выключателей РУКП подает напряжение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1...Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма КП, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и регулятор давления. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков В1, ВЗ и В204 на БИ (см. п. 3.4). При отпускании педали сцепления (замыкании сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БУ снимает напряжение с ЭПК.
В резервном режиме, когда разъем жгута соединительного ИМКП подключается напрямую к разъему жгута соединительного водителя/оператора (см. п. 6.4), сигналы от датчика Всц поступают через реле резервного режима, расположенное на жгуте соединительном ИМКП со стороны БУ, непосредственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном режиме (см. п. 6.1) реле резервного режима не работает.
- Регулировки электропневматического привода КПП
- Работа электропневматического привода КПП
Рис. 134 Структурная схема ЭПП с двумя постами управления
Рис. 135 Схема электрическая соединений и подключений общий.
Переключение ЭПП с дополнительного поста управления на основной
Для переключения ЭПП с дополнительного поста управления на основной необходимо:
- включить "Нейтраль" в коробке передач;
- выключить питание РУКП оператора (в кузове);
- рукоятку РУКП водителя (в кабине) установить в положение "Нейтраль":
- включить питание РУКП водителя - на БИ водителя должен загореться символ Н;
- включить передачу в раздаточной коробке.
Техническое обслуживание и ремонт ЭПП
Техническое обслуживание (ТО) ЭПП проводить при проведении технического обслуживания АТС.
Ежедневное обслуживание (ЕО) не требуется.
При проведении всех видов ТО:
- проверить состояние и герметичность пневмосоединений;
- проверить состояние жгутов проводов;
- проверить состояние и надежность крепления разъемов;
- устранить неисправности.
При проведении ТО-1000 и ТО-2 дополнительно:
- подтянуть резьбовые соединения.
При проведении ТО-2 дополнительно:
- очистить фильтр магистральный согласно п. 3.7;
- подтянуть винты крепления манжет ИМКП согласно п. 4.3;
- gромыть контакты всех разъемов смесью для промывки контактов электронных изделий или техническим спиртом.
Перечень возможных неисправностей при работе ЭПП, причины и методы их устранения приведены в Таблица 28.
Таблица 28.
Неисправность |
Причина |
Метод устранения |
При включении питания |
при включении питания у водителя/оператора |
выключить питание у водителя/оператора |
При нажатии на педаль |
низкое давление воздуха в пневмосистеме |
давление воздуха довести до нормы |
Индикатор состояния |
неисправен датчик состояния сцепления |
заменить датчик |
Передача включается |
неисправен один из датчиков ИМКП (см. п.6.3) |
заменить датчик |
Передача включается |
неисправен один из ЭПК ИМКП (см. п.6.3) |
отремонтировать или заменить ЭПК |
Передача не включается, |
низкое давление воздуха в пневмосистеме |
давление воздуха довести до нормы |
Передача включается со |
не прокачан гидропривод ПГУ (сцепление «ведет») |
прокачать гидропривод ПГУ |
Эксплуатационные качества ЭПП в значительной степени зависят от соблюдения пра вил эксплуатации, изложенных в руководстве.
В эксплуатации ремонт узлов ЭПП рекомендуется проводить только путем замены их на узлы из комплекта запасных частей.
Для безупречной работы всех узлов ЭПП следует применять запасные части заводского изготовления.
Меры безопасности
К работе с ЭПП допускаются водители, изучившие устройство, особенности управления и эксплуатации ЭПП.
Запрещается эксплуатация ЭПП с отсоединенными клеммами аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя блока управления.
Запрещается эксплуатация ЭПП с постоянно горящим индикатором состояния сцепления, кроме случаев, когда необходимо доехать до места ремонта (см. п. 3.5).
Запрещается эксплуатация ЭПП с неисправным приводом управления сцеплением или с неисправным сцеплением во избежание поломки коробки передач.
При проведении сварочных работ необходимо выключить электропитание ЭПП (у водителя и у оператора) и отключить аккумуляторную батарею от сети АТС.
При окончании работ не оставляйте включенной передачу в коробке передач.
Если на стоянке передача в КП все же была оставлена включенной, а давление воздуха в пневмосистеме АТС снизилось, можно поступить следующим образом.
Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо:
- выключить питание ЭПП;
- выжать сцепление и завести двигатель;
- не отпуская педали сцепления, довести давление в пневмосистеме АТС до номинального;
- не отпуская педали сцепления, включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль.
Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления, нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана разобщительного (см. Рис. 136, Рис. 137 и Рис. 138) от внешнего источника, или вручную.
Для включения нейтрали в коробке передач вручную необходимо:
- снять ИМКП с коробки передач;
- установить рычаг ИМКП в нейтральное положение;
- установить штоки коробки передач в нейтральное положение;
- установить ИМКП на коробку передач.
Переход в резервный режим работы и обратно производите при неработающем двигателе, выключенном питании ЭПП и выключенной "массе".
Не используйте резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыканий в цепях ЭПП.