КПП ZF 16S
Коробка перемены передач ZF 16S151, 16S181, 16S221, 16S251
КПП ZF 16S (16S151, 16S181, 16S221, 16S251) - механическая, синхронизированная коробка передач типа ZF-ECOSPLIT, которая состоит из следующих основных узлов:
- основного четырехступенчатого редуктора,
- переднего двухступенчатого делителя передач,
- демультипликатора.
Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передачи к 5-6 и наоборот.
Делитель передач - механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач производится механически через двойное Н-включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага.
Рис. 170 Схема включения передач: а - низший диапазон демультипликатора; b - высший диапазон демультипликатора
Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в по¬ложение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.
Сервоусилитель. Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пневматическим усилением.
Преимущество: снижение усилия переключения передач.
Длительное включение передач с большим ручным усилием способствует повышенному износу синхронизаторов.
Коробка передач ZF в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.
Рис. 171. Сервоусилитель
Таблица 34. Техническая характеристика коробок передач
Модель | 16S151 | 16S181 | 16S221 | 16S251 |
Тип коробки передач | Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и двухступенчатого демультипликатора | |||
Макс, входной крутящий момент, H∙м |
1600/1850 | 1900/2200 | 2200/2500 | 2700 |
Передаточные чис- ла (в скобках для коробок передач с высшей прямой передачей) |
1 - 13,74 (16,47) | 1-13,74 | ||
2- 11.54 (13.79) | 2-11.54 | |||
3-9,44 (11,32) | 3-9,44 | |||
4-7.93 (9,48) | 4-7,93 | |||
5-6,5 (7,79) | 5-6,5 | |||
6-5,46 (6,52) | 6-5,46 | |||
7-4,57 (5,48) | 7-4,57 | |||
8-3.84 (4,58) | 8-3,84 | |||
9-3,01 (3.59) | 9-3,01 | |||
10-2,53 (3,01) | 10-2.53 | |||
11 -2,07 (2,47) | 11-2.07 | |||
12-1,74 (2,07) | 12-1,74 | |||
13-1,42 (1,70) | 13-1.42 | |||
14-1,2 (1,42) | 14-1.2 | |||
15-1,0 (1,20) | 15-1.0 | |||
16-0.84 (1,00) | 16-0.84 | |||
ЗХ 1 - 12.86 (15,42) | ЗХ 1 -12,86 | |||
3X2-10.8 (12,91) | ЗХ 2-10,8 | |||
Подшипники валов | Роликовые конические | |||
Подшипники шестерен | Роликовые игольчатые с сепараторами без колеи | |||
Синхронизаторы | Инерционною типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом | |||
Шестерни | С косыми зубьями, постоянного зацепления | |||
Привод тахографа | Бесконтактный, индуктор 6 выступов | |||
Система смазывания | Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса | |||
Отбор мощности | Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора | |||
Управление коробкой передач | Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора |
Рис. 169 Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 - бачок сцепления; 2 педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода: 5 - клапан включения демультипликатора; 6 - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшею диа¬пазона демультипликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 датчик нерпой передачи; 10 - воздухораспределитель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 -датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления