Ремонт КПП ZF 16S
Ремонт КПП ZF 16S необходимо доверять только тем специалистам, которые при необходимости периодически совершенствуют свои практические и теоретические знания в учебно-сервисном центре ZF.
Расположенные во многих странах мира станции технического обслуживания фирмы ZF предлагают вам:
- Услуги персонала, постоянно повышающего свою квалификацию.
- Устройства и приспособления, разрешенные для проведения работ (например, специальный инструмент).
- Оригинальные запасные части ZF, отвечающие последним требованиям серийного производства.
Ремонт КПП ZF 16S на станциях ZF выполняется с особой тщательностью и добросовестностью.
Выполнение ремонтных работ на станциях регламентировано рамками условий действующего контракта с учетом предоставляемой гарантии.
Ущерб, возникший в результате некачественно и неквалифицированно выполненных работ не специалистами фирмы ZF и повлекший за собой возможные дополнительные расходы, не входит в ответственность по контракту. Данное положение распространяется и на случаи отказа от использования оригинальных запасных частей.
Синхронизированные коробки передач ZF типа 16 S 151 / 8 S 151 серии Ecosplit были разработаны для установки на тяжелые грузовые автомобили (с мощностью двигателя от 220 до 370 квт).
КПП ZF 16S 151 и 8 S 151 состоят из следующих основных узлов:
- Четырехступенчатого блока с передачей заднего хода;
- Демультипликатора планетарного типа;
- Встроенного переднего делителя (кроме коробки 8 S 151).
УКАЗАНИЕ. Если при разборке коробки потребуется зажимное приспособление типа 1X56137944, то перед его креплением необходимо снять крышку передачи заднего хода.
В фазе сборки сначала устанавливается шестерня передачи заднего хода, затем - пакет вала и в заключение - ось шестерни.
ОСТОРОЖНО. При транспортировке коробки для проведения демонтажа, монтажа или ремонта запрещается подвешивать ее за первичный вал и за фланец кардана.
ОПАСНО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!
- Смазочные материалы и чистящие средства не должны попадать в грунт, грунтовые воды или канализацию.
- Отработанное масло собирать в емкость достаточной вместимости.
- Отработанное масло, загрязненные фильтры и прочие отработанные смазочные материалы удалять, не загрязняя окружающей среды.
- При работе со смазочными материалами и чистящим средствами соблюдать инструкцию по их пользованию.
Выполняя ремонт КПП ZF 16S обращайте внимание на чистоту и качество. Поэтому, сняв коробку с автомобиля, перед разборкой обязательно прочистите ее.
Условием проведения ремонтных работ является использование инструмента, обязательно рекомендованного фирмой ZF.
После разборки обязательно прочистите все узлы КПП ZF. Это касается прежде всего углов, карманов и наклонных поверхностей корпуса и крышек.
Аккуратно удаляйте герметик и плоские уплотнения. Проверяйте на свободный проход смазочные отверстия, пазы и трубопроводы. В них не должно быть отложений, посторонних тел или консервантов. Последнее требование касается в первую очередь новых деталей.
Детали, случайно поврежденные во время разборки коробки, необходимо обязательно заменить новыми (например, уплотнительные кольца валов, уплотнительные кольца круглого сечения. П-образные уплотнения, колпачковые манжеты, защитные колпачки и т.д.). Такие детали, как подшипники качения, регулировочные шайбы, детали синхронизатора, должен обязательно проверять специалист, который даст заключение относительно возможности их дальнейшего использования.
Плоские уплотнения устанавливаются сухими, т.е. очищенными от масла или густой смазки. Места, где не предусмотрено использование плоских уплотнений, уплотняются с помощью тепло- и маслостойкого герметика пластичной консистенции (например, типа WEVO-L 100 А).
При сборке КПП ZF 16S соблюдайте все указанные параметры настройки, контроля и затяжки.
В коробку после ремонта заливается трансмиссионное масло. Порядок заливки и разрешенные сорта масла указаны в руководстве по эксплуатации.
После заливки масла затяните резьбовую пробку контрольно-заливного отверстия в соответствии с инструкцией.
Указания по технике безопасности
Важные указания по технике безопасности. В общем и целом, персонал, выполняющий ремонт КПП ZF 16S, сам несет ответственность за технику безопасности.
Соблюдение всех действующих правил техники безопасности и законодательных норм является условием, позволяющим избежать получения травм персоналом и повреждения изделий при обслуживании оборудования и проведении на нем ремонтных работ.
Качественное выполнение ремонтных работ предполагает использование для этих целей соответствующего обученного персонала. Обязанность проведения обучения персонала возлагается на пользователя оборудования.
- УКАЗАНИЕ. Перед проверкой и ремонтом коробки сначала внимательно ознакомьтесь с настоящим руководством.
- ОСТОРОЖНО. Фотографии, рисунки и детали, изображенные в настоящем руководстве, не всегда показывают оригинальную деталь или ее узел. Они показывают рабочий процесс.
Фотографии, рисунки и детали показаны не в реальном масштабе. Запрещается проводить аналогии между размером и весом реальной и изображенной деталью (даже в пределах какого-либо одного рисунка).
УКАЗАНИЕ. После ремонта и проверки коробки персонал должен убедиться в том, что коробка передач ZF вновь нормально функционирует.
Моменты затяжки для болтов и гаек (выписка из сборника стандартов ZFN 148)
Этот стандарт действует для болтов (ДИН 912, ДИН 931, ДИН 933, ДИН 960, ДИН 961) и гаек (ДИН 934) и содержит информацию о моментах затяжки (сокращенно называемых МА) для болтов и гаек классов прочности 8.8, 10.9 и 12.9, а также для гаек класса прочности 8. 10 и 12.
Состояние поверхности болтов: термически вороненная и смазанная маслом или оцинкованная и смазанная маслом, или оцинкованная, хроматированная и смазанная маслом. Покрытие: ZFB 811 Дакромет или ZFB 998 Дельтатон-Дельтасил.
Затяжка винтов производится с помощью калиброванного ключа-трещотки или динамометрического ключа с индикатором.
УКАЗАНИЕ. Моменты затяжки, отличающиеся от приводимых ниже значений (см.Таблица 37), указываются в руководстве по ремонту отдельно.
Таблица 37. Моменты затяжки.
Обычная резьба |
|||
Размер |
Момент затяжки МА (Н.м) для |
||
Болт |
8,8 |
10,9 |
12,9 |
Гайка |
8 |
10 |
12 |
М4 |
2.8 |
4,1 |
4,8 |
М5 |
5.5 |
8.1 |
9.5 |
М 6 |
9.5 |
14 |
16,5 |
М7 |
15 |
23 |
28 |
М8 |
23 |
34 |
40 |
М 10 |
46 |
68 |
79 |
М 12 |
79 |
115 |
135 |
М 14 |
125 |
185 |
215 |
М16 |
195 |
280 |
330 |
М 18 |
280 |
390 |
460 |
М 20 |
390 |
560 |
650 |
М 22 |
530 |
750 |
880 |
М 24 |
670 |
960 |
1100 |
М 27 |
1000 |
1400 |
1650 |
М 30 |
1350 |
1900 |
2250 |
Точная резьба |
|||
Размер |
Момент затяжки МА (И.м) для |
||
Болт |
8,8 |
10,9 |
12.9 |
Гайка |
8 |
10 |
12 |
М8х1 |
24 |
36 |
43 |
М 9х 1 |
36 |
53 |
62 |
М 10 х 1 |
52 |
76 |
89 |
М 10 х 1,25 |
49 |
72 |
84 |
М 12 х 1,25 |
87 |
125 |
150 |
М 12x1,5 |
83 |
122 |
145 |
М 14 х 1,5 |
135 |
200 |
235 |
М 16х 1,5 |
205 |
300 |
360 |
М 18 х 1,5 |
310 |
440 |
520 |
М 18x2 |
290 |
420 |
490 |
М 20x1,5 |
430 |
620 |
720 |
М 22x1,5 |
580 |
820 |
960 |
М 24х 1,5 |
760 |
1100 |
1250 |
М 24х2 |
730 |
1050 |
1200 |
М 27x1,5 |
1110 |
1600 |
1850 |
М 27х2 |
1050 |
1500 |
1800 |
М 30х 1,5 |
1550 |
2200 |
2550 |
М 30х2 |
1500 |
2100 |
2500 |
Таблица 38. Таблица пружин
Номер детали |
Место установки |
Количество |
Диаметр |
Диаметр |
Длина |
0732040630 |
Узел включения на валу управления переключением передач (по специальному заказу) |
6,5 |
2,4 |
39,6 |
89,9 |
0732040985 |
Узел включения у шарового ролика для сектора со стопорными пазами |
6,5 |
2,0 |
14,8 |
23.4 |
0732040986 |
Узел включения у шарового ролика для сектора со стопорными пазами или |
5,5 |
2,25 |
14,8 |
21,6 |
0732040984 |
Узел включения у фиксатора передачи заднего хода (по специальному заказу) |
9,5 |
1.4 |
9,4 |
23,3 |
0732040736 |
Узел включения для стопорного блока и запорного штифта в системе |
13,5 |
1,6 |
9,8 |
36,0 |
0732040409 |
Синхронизаторы первичного и вторичного вала |
12,5 |
1,4 |
6,65 |
23.7 |
0732042126 |
Стопорный блок (нажимная пружина) |
9,5 |
1.0 |
9,4 |
25.0 |
0732042365 |
Стопорный блок (нажимная пружина) |
5,5 |
1,7 |
20,44 |
31,49 |
0732042366 |
Стопорный блок (нажимная пружина) |
4,5 |
1,5 |
15.03 |
15.6 |
0732042400 |
Стопорный блок (нажимная пружина) |
10,5 |
2,25 |
15,5 |
39,7 |
0732042401 |
Стопорный блок (нажимная пружина) |
12,5 |
1.5 |
10,1 |
36,0 |
Таблица 39. Установочные размеры
Название |
Размер |
Измерительный прибор |
Примечание |
01. Осевой зазор промежуточного вала |
0.0-0,10 мм |
Глубиномер или стрелочный микрометр |
Установить опору в нулевое (беззазорное) положение и измерить зазор. Настройка производится на стороне первичного вала на внешнем кольце роликоподшипника с помощью компенсирующих шайб |
02. Общий осевой зазор вторичного и первичного вала |
0,0-0,10 мм |
Глубиномер или стрелочный микрометр |
Установить опору в нулевое (беззазорное) положение и измерить зазор. Настройка производится на внешнем кольце роликоподшипника первичного вала с помощью компенсирующих шайб |
03. Осевой зазор или предварительное натяжение составного кольца, расположенного на первичном и вторичном валу (только у более старых конструкций) |
от -0,05 до +0,05 мм |
Микрометр или пластинчатый калибр |
Использовать соответствующую насадку |
04. Монтажный размер манжеты в крышке фланца выходного вала |
12,5 + 1,0 мм |
Глубиномер и (или) насадка 1X56137124 |
Измерить монтажный размер от внешней стороны крышки до торцевой поверхности манжеты. При использовании насадки с кольцом получится монтажный размер (обязательно в торцовой поверхности) |
05. Осевой зазор шарикоподшипника в крышке (коробка передач с демультипликатором) |
0-0,10 мм |
Глубиномер или штангенциркуль |
Настройка производится с помощью соответствующих компенсирующих шайб в крышке |
06. Осевой зазор косозубой шестерни на первичном валу |
мин. 0,20 мм |
Глубиномер или пластинчатый калибр |
Зазор имеется. Проверить для контроля |
07. Осевой зазор косозубых шестерен на вторичном валу |
мин, 0,20 мм |
Глубиномер или пластинчатый калибр |
Зазор имеется. Проверить для контроля |
08. Осевой зазор косозубой шестерни 4-ой передачи |
мин. 0,05 мм |
Глубиномер или пластинчатый калибр |
Зазор имеется. Проверить для контроля |
09. Осевой зазор упорных колец на промежуточном и вторичном вату |
0 - 0,05 мм |
Микрометр или пластинчатый калибр |
Использовать соответствующее упорное кольцо |
10. Осевой зазор шестерни заднего хода |
0,4- 1,15 мм |
Пластинчатый калибр |
Зазор имеется. Проверить для контроля |
11. Допустимый осевой зазор планетарных колес в водиле планетарной передачи |
0,4-1,30 мм |
Пластинчатый калибр |
Размер указан с допустимым износом регулировочных шайб. При более низких значениях заменить регулировочные шайбы |
12. Граница износа блокирующего кольца синхронизатора или зубчатой муфты (замер производится между торцовыми поверхностями кольца и корпуса при цен-тричном беззазорном прилегании конусов: - Узел четвертой передачи и делитель |
|
Пластинчатый калибр |
Если размер стал меньше, заменить блокирующее кольцо синхронизатора и (или) зубчатую муфту |
|
|
|
|
13. Граница износа деталей синхронизатора 1-ой и 2-ой передачи между внешним кольцом и дисковой зубчатой муфтой (замер производится при безазорном прилегании конусов и нагрузке внешнего кольца силой F = 50Н. |
1,5 мм |
Пластинчатый калибр |
Если размер стал меньше, заменить промежуточное кольцо и (или) внешнее и внутренне кольцо |
14. Допустимый зазор сухарей в скользящих муфтах |
0,6 - 1,2 мм |
Пластинчатый калибр |
При превышении размера заменить соответствующую деталь |
15. Установочный размер для вилки переключения передач в делителе |
94,0 мм |
Глубиномер |
Номинальный размер между поршнем и поверхностью уплотнения картера средней части коробки без уплотнения. При этом сухари должны иметь зазор по направлению вниз и вверх не более 0,10 мм. Момент затяжки установочных винтов: 60 Нм. |
16. Настройка вторичного вала или определение толщины кольца и осевой шайбы (у прямозубых шестерен) |
32,20 -0,5 мм |
Глубиномер |
Замер верхней кромки зубчатой муфты с установ-' ленным кольцом на картере средней части коробки и установленной прокладкой. Воспользоваться номинальным размером и соответствующим кольцом. |
16.1. Выбор кольца и осевой шайбы |
|
Штангенциркуль |
Кольцо: 3,6 мм 4,0 мм Осевая шайба подбирается по фактическому размеру кольца |
17. Настройка вторичного вала или определение толщины кольца и осевой шайбы (у косозубых шестерен) |
от +0,07 до -0,8 мм (осевая шайба) -0,4 4,6 мм (кольцо) |
Глубиномер |
Сначала производится замер кольца и констатация этого размера. Затем производится замер и выбор кольца |
18. Температура горячей запрессовки косозубых шестерен на промежуточный вал |
160- 180 °С |
Температуря ы й измерительный штифт |
Косозубые шестерни и посадочные поверхности вала при монтаже должны быть чистыми (не содержать масла и густой смазки) |
19. Момент затяжки сапуна |
10 Нм |
Динамометрический ключ |
|
20. Момент затяжки болтов M12 х 1.5 на картере |
30 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
21. Момент затяжки пустотелых болтов для пластмассовых трубопроводов |
35 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
22. Момент затяжки упоров фиксаторов |
50 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
23. Момент затяжки пневмовыключателя / импульсного датчика / |
50 Им |
Динамометрич е-ский ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
24. Момент затяжки болтов MI2 для фланца вала отбора мощности |
60Нм/120 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новую стопорную шайбу. |
25. Момент затяжки резьбовых винтов вилок переключения передач |
Узел 4-ой передачи: 50 Нм. Делитель: 60Нм |
Динамометрический ключ |
|
26. Момент затяжки пробки М38 х 1,5 магнитного фильтра |
140 Нм |
Динамометрический ключ |
Прочистить магнит и использовать новое уплотнительное кольцо |
27. Момент затяжки винта-фиксатора оси шестерни заднего хода (новая конструкция с зажимной втулкой) |
86 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новую шайбу и новый винт-фиксатор |
28. Момент затяжки контргайки на поршне демультипликатора и на поршне делителя |
150 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новую контргайку |
29. Момент затяжки болтов с шестигранной головкой-в соединении картера сцепления с картером средней части коробки |
50 Нм |
Динамометрический ключ |
|
30. Момент затяжки резьбовых пробок М18 х 1,5 на картере |
35 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
31. Момент затяжки резьбовых пробок М22 х 1,5 на картере |
50 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
32. Момент затяжки резьбовых пробок М24 х 1,5 на картере |
60 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
33. Температура нагрева коронной шестерни |
60 °С |
Температурный штифт |
Не допускать превышения температуры |
34. Температура ступицы синхронизатора, зубчатой муфты, втулок и привода диска спидометра |
120 °С |
Температурный штифт |
Не допускать превышения температуры |
35. Температура фланца кардана |
макс. 70 °С |
Температурный штифт |
Не допускать превышения температуры |
36. Температура роликоподшипника первичного вала |
100 °С |
Температурный штифт |
Не допускать превышения температуры |
37. Температура косозубой шестерни 4-ой передачи и игольчатых венцов вторичного вала |
120 °С |
Температурный штифт |
Не допускать превышения температуры |
38. Момент развальцовки трубопровода высокого давления |
5-6Нм |
Динамометрический ключ |
Накатные вальцы 1X56 155 653 |
39. Приспособление для подъема первичного, вторичного и промежуточного вала |
85 Нм |
Динамометрический ключ |
ОПАСНОСТЬ. Подъемное приспособление устанавливать качественно. |
40. Момент затяжки винтов качающейся вилки механизма переключения передач |
250 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать Loctite N 241. |
41. Момент затяжки болтов М8 с шестигранной головкой крышки коробки передач |
23 Им |
Динамометрический ключ |
|
42. Момент затяжки болтов М10 с шестигранной головкой рычага переключения передач |
49 Нм |
Динамометрический ключ |
|
43. Момент затяжки болтов М8 с шестигранной головкой крышки (с фиксатором) корпуса механизма переключения передач |
23 Им |
Динамометрический ключ |
|
44. Момент затяжки болтов М8 с шестигранной головкой клапана включения демультипликатора |
23 Нм |
Динамометрический ключ |
|
45. Момент затяжки резьбовых пробок М26 х 1.5 на картере |
70 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
46. Момент затяжки резьбовых пробок М48 х 1,5 на картере |
150 Нм |
Динамометрический ключ |
Использовать новые уплотнительные кольца |
Рис. 180. Специальный инструмент