Ремонт сцепления
После устранения не герметичности гидропривода прокачайте гидросистему привода сцепления КамАЗ моделей 17, 14 и 142 в следующем порядке:
- Очистите от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана, сни¬мите его и на головку клапана наденьте резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга опустите в тормозную жидкость "Нева", налитую в чистый стеклянный сосуд;
- Резко 3...4 раза нажмите на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отверните на 'Л...! оборот перепускной клапан. Под действием давления через шланг выйдут часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух;
- После прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления заверните перепускной клапан;
- Повторите операции по прокачке до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская снижения ее уровня в компенсационной полости главного цилиндра, более чем на % (или на 15..20 мм от верхнего края компенсационного бачка) от нормального во избежание попадания в систему атмосферного воздуха (в компенсационном бачке не допускается снижение уровня более, чем на 40 мм от верхнего края).
После окончания прокачки при нажатой педали сцепления заверните до отказа перепускной клапан и только после этого снимите с его головки шланг и наденьте защитный колпачок. Далее следует установить нормальный уровень жидкости в главном цилиндре или в компенсационном бачке. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использована вновь после отстоя для полного удаления содержащегося в ней воздуха и последующей фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидроусилителя.
При заливке тормозной жидкости применяйте сетчатый фильтр во избежание попадание в гидросистему посторонних примесей.
Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидросистему привода сцепления с разборкой главного цилиндра и пневмогидроусилителя и заправлять ее свежей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидросистемы необходимо промыть спиртом или тормозной жидкостью и продуть сжатым воздухом, предварительно отсоединив оба конца. Перед сборкой поршни и манжеты гидросистемы смачивают тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы замените.
При замене пневмогидроусилителя гидропривода сцепления выпустите воздух из контура IV пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне (см. схему тормозной системы), снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините пневматический трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода, отверните два болта крепления пневмогидроусилителя и снимите пневмогидроусилитель со штоком.
Для установки пневмогидроусилителя выполните следующие операции: закрепите усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными шайбами; присоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и пневматический трубопровод; установите оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления.
Налейте тормозную жидкость в компенсационный бачок и прокачайте систему гидропривода. Проверьте герметичность соединений трубопроводов, подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается.
При необходимости устраните нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока включения делителя передач.
Размеры деталей и допустимый износ приведены в Таблица 3.
Таблица 3.
Наименование размера | Номинальный, мм | Допустимый, мм |
Диаметр отверстия нажимного диска под ось отжимного рычага | 10,800... 10,835 | 10,85 |
Ширина паза нажимного диска под отжимной рычаг | 12, 060...12, 180 | 12,200 |
Неплоскостность рабочей поверхности нажимного диска | 0,07 | 0 09 |
Диаметр отверстий отжимного рычага под игольчатые подшипники | 14, 860... 14, 880 | 14,995 |
Толщина отжимного рычага | 11,820...11, 940 | 11,8 |
Диаметр отверстий вилки рычага под ось отжимного рычага | 10, 800...10, 835 | 10, 85 |
Ширина паза вилки рычага под отжимной рычаг | 12, 060...12, 180 | 12,20 |
Диаметр оси отжимного рычага | 10, 788... 10, 800 | 10,75 |
Толщина упорного кольца под отжимные рычаги | 5, 920...6, 080 | 5 80 |
Высота нажимной пружины: | ||
в свободном состоянии | 102 | при ремонте заменить |
под нагрузкой 834...981 Н (85...100 кгс) | 58 | |
Неплоскостность рабочих поверхностей фрикционных накладок ведомого диска | 0,25 | 0,30 |
Биение рабочих поверхностей фрикционных накладок (при установке ступицы диска на шлицевую оправку) |
0,5 | 0,6 |
Ширина шлицевой впадины ступицы ведомого диска | 6, 000...6, 050 | 6,1 |
Диаметр шеек вала вилки выключения сцепления под вилку и втулку опор картера сцепления | 24, 870...24, 940 | 24,79 |
Диаметр шейки муфты выключения сцепления под подшипник | 70, 010...70, 030 | 70,01 |
Диаметр отверстия муфты выключения сцепления | 55, 000...55, 12 | 55,2 |
Наружный диаметр втулки вала вилки выключения сцепления | 31, 060...31, ПО | 31,06 |
Внутренний диаметр втулки вала вилки выключения сцепления | 25, 025...25,085 | 25, 10 |
Диаметр отверстия отжимного рычага ведущего среднего диска под втулку | 16, 000...16, 035 | 16, 05 |
Наружный диаметр втулки рычага | 15, 930...15, 980 | 15,9 |
Внутренний диаметр втулки рычага | 13,000... 13, 070 | 13,1 |
Снятие и установка сцепления на двигатель
Для снятия сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач ввернуть предварительно в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта Ml0x1,25x62, а затем вывернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять кожух с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.
В случае замены отдельных деталей сцепления проверить перед его установкой на двигатель положение упорного кольца отжимных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе надо установить и закрепить на контрольной подставке (Рис. 10) или на маховике со вставкой, обеспечивающих установочный размер А = (29± 0, 1) мм, и отпустить стяжные болты. Правильное положение упорного кольца определяется монтажным размером В = (54± 0, 3) мм, биение торца Т2 относительно T1 должно быть не более 0,2 мм.
При нарушении положения упорного кольца нужно отрегулировать положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер В, при этом опорные поверхности всех четырех отжимных рычагов должны одновременно касаться упорного кольца. Нельзя регулировать положение упорного кольца с помощью указанных гаек на двигателе.
Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника первичного вала, расположенную в коленчатом валу, надо заложить 15 г смазки № 158М.
Устанавливать сцепление следует с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей со-осное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Необходимо обращать внимание на правильное взаимное расположение ступиц ведомых дисков - короткими выступающими торцами навстречу друг другу. Средний ведущий диск в сборе должен легко перемещаться в пазах маховика под действием отжимных рычагов. Нажимной диск с кожухом в сборе устанавливается на маховик двигателя также без дополнительной подгонки, но без перекосов, добиваясь этого равномерной затяжкой болтов крепления моментом 54...61,8 Н м (5,5...6,3 кгс м). После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, вывернуть из нажимного диска стяжные болты.
Биение упорного кольца отжимных рычагов относительно оси коленчатого вала должно быть не более 0,5 мм.
Рис. 10 Нажимной диск с кожухом в сборе на контрольной подставке: 1 - подставка контрольная; 2 - болт; 3 - гайка регулировочная; 4 - пластина стопорная; 5 - кольцо упорное; 6 - болт стяжной; А - размер установочный; В - размер монтажный; Т1, Т2 - торцевые поверхности